Монолог об учебниках истории - на дзене и на ютубе.
https://dzen.ru/video/watch/6418f88d9ae6211eb895318f
https://youtu.be/pUp4bewcLlk
Центром нашего рассказа о средневековье должен быть не Запад, а Римская Империя – Византия. Собственно средневековый период – это эпоха между 476 годом, когда не «пала Западная Римская империя», а было устранено разделение империи на Западную и Восточную и восстановлено единство императорской власти под верховенством императора в Константинополе и 1453 годом, когда Константинополь пал под ударами турок, а православное царство отошло Москве – Третьему Риму.
Вот это тысячелетие, в течение которого события мировой истории вращались вокруг Константинополя, с которым взаимодействовали и западные народы, и мир ислама, и эфиопы, и монголы, и даже далекие китайцы, связанные со Средиземноморьем великим шелковым путем, и должно быть в центре нашего исследования и изучения.
Эту империю на Западе принято было называть «византийской». Первоначально в этом не было никакого умаления. Византий – название греческого города на месте которого был построен Константинополь. Его начали употреблять сами же имперские писатели, следовавшие литературной традиции аттицизма, которая исключала употребление новых слов, которых не было у великих греческих классиков – Геродота, Фукидида и Ксенофонта. Поэтому Константинополь называли Византием, его жителей – византийцами, а русских, к примеру, тавроскифами – то есть крымскими скифами. Это словоупотребление перешло в Италию в эпоху ренессанса и там закрепилось. Но постепенно понятие «Византия» и в самом деле начало наполняться на западе отрицательным смыслом – она изображалась как упадочная империя, обреченная на гибель, в противоположность великому Риму и расцветающему западу.
Картина, впрочем, получалась странная. Римская Империя просуществовала от императора Августа до Ромула Августула 500 лет. А так называемая упадочная Византия – тысячелетие. И все это время она боролась с множеством врагов, отвоевывала у них потерянные земли, развивала высочайшую культуру, изумительную систему права, и невероятной духовной глубины богословие и философию. И оставалась объектом завистливых взглядов и с Запада и с Востока.
Единственные, кто, пожалуй, не смотрел на Константинополь с завистью, но с почтительным восхищением, были русские. В отличие от франкоцентричной истории, к византиецентричной истории мы имеем самое непосредственное отношение. Сперва славяне, а потом Русь развивались на границах Империи, а затем и в её границах, приобрели от нее грамоту и слово Божие, получили в наследство богатейшую культуру. В русских храмах молились за римских императоров, за исключением моментов, когда те отпадали в ересь – унию с латинским западом. Москва как могла поддерживала средствами империю и её храмы на заключительном этапе их мучительно заката, но и тогда воспринимала Константинополь с огромным уважением.
Иными словами, история Византии – это _наша_ история, в отличие от истории франков и англов. И рассказывая нашим школьникам всемирную историю мы должны рассказывать прежде всего о пути от первого Рима ко второму и от второго к третьему.