Задзенил текст монолога о том, как нужно преподавать историю.
https://dzen.ru/media/holmogorow/russkaia-vseobscaia-istoriia-kak-ee-prepodavat-641ab62f2bc4005250740b92
Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы цивилизационный подход был использован против России и русской истории. Чтобы русская цивилизация потерялась для нас в толпе иных. Это может привести только к пропаганде раскола России например по религиозным границам между православием, исламом, буддизмом и так далее. Поэтому римско-византийско-русская ось истории для нас обязана быть центральной и стоять на первом месте.
Безусловно, исправление «вывиха шестого класса» - это главная задача при переработке наших курсов истории, но далеко не единственная.
Например, рассказывая о древнем мире нам нужно гораздо больше внимания уделять тому, что происходило в степях Южной России, соединявших Европу и Азию. Именно там, на территории будущей России, обитали индоевропейцы, изменившие весь ход мировой истории. Сформировались уникальные традиции кочевой металлургии, так ярко отразившиеся в ставшем культовым объектом наших дней Аркаиме. Именно отсюда отправились на восток, в Индию и Иран арии, а на запад – предки греков, римлян, кельтов и германцев. Наконец, именно здесь, в лесной зоне, остались как в убежище, чтобы потом из этого убежища распространиться на всю северную Евразию славяне. У школьника, на сей раз в пятом классе, не должно оставаться впечатления, что в то время как в Шумере и Древнем Египте развивалась цивилизация у нас была периферийная пустота.
Говоря о средневековье мы, поставив в центр Византию, должны уделять большое внимание викингам – участникам процессов формирования Древней Руси, событиям в кочевой Великой Степи между Китаем и Русью, поскольку именно этими событиями определялась судьба цивилизаций.
Нужно привлечь внимание учащихся к сложному комплексу отношений вокруг Великого Шелкового Пути и его морского близнеца – красноморско-индоокеанского торгового пути. Очень важно исправить традиционную в наших учебниках недооценку цивилизации Ирана, и зороастрийского – эпохи Ахеменидов и Сасанидов, и исламского. С учетом того, что Иран для России издревле был и важным торговым партнером и порой союзником, и остается таковым и по сей день, понимать место Ирана в истории очень важно.
Многое следует переоценить и в истории Европы, которая, конечно, остается важной составляющей всемирноисторического процесса. Прежде всего, нам необходимо отказаться от восторженного, почти пионерского тона в отношении того маршрута западноевропейской цивилизации, который Александр Солженицын назвал «орбитальным путем».
Все наши учебники строятся на восторге перед Ренессансом, на восторге перед Реформацией, на восторге перед веком Просвещения. Все эти этапы рассматриваются как безусловное благо. Лютер и даже Кальвин, равно как и Елизавета I английская в наших учебниках правы, а император Карл V Габсбург или его сын Филипп II – заведомо неправы.
Так называемая Нидерландская революция, на деле волна чудовищного разрушения церквей, статуй и икон и захват власти немногочисленной кальвинистской сектой – это прогрессивное событие. Такими же прогрессивными событиями оказываются английский великий мятеж с казнью короля, который мы, в отличие от самих англичан, зовем «революцией». И разрушительная французская революция. Напротив, консервативных сил Европы для наших учебников не существует или они оказываются врагами.
И когда сегодня оказывается, что европейский прогресс – это давно уже регресс, это система мероприятий по торможению Западом развития остального мира ради удержания собственного господства. Когда последней стадией ренессанса и реформации оказываются культ трансгендерных туалетов и уничтожение социально-биологической основы человечества – семьи. И когда Россия активно выступает против всего этого – и в идеологии, и в геополитике, и в экономике, и в культуре, то получается, что мы выступаем против хода истории, как мы сами своим школьникам его изложили.